количество статей
6411
Загрузка...

Минтруд готовит для государственных клиник масштабную управленческую реформу

Vademeсum | 12.04.2017

До 2020 года все заведующие отделениями российских клиник должны будут получить сертификат организаторов здравоохранения.  Как стало известно Vademecum, Министерство труда и социальной защиты готовит сейчас проект приказа о профессиональных стандартах для управленцев клиник, содержащий такое требование. Документ станет началом масштабной отраслевой реформы: по самым скромным подсчетам, в России работают не менее 150 тысяч заведующих отделениями, а общие затраты на их обучение организации здравоохранения оцениваются более чем в 6 млрд рублей.

До сих пор требования к руководителям медучреждений регулировали «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденные приказом Минздравсоцразвития №541 от 23 июля 2010 года. Согласно этому документу, главврачи, их заместители, врачи-методисты и врачи-статистики должны иметь сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». На заведующих отделениями это требование не распространялось. Правда, полтора года назад был издан приказ Минздрава России №707н от 8 октября 2015 года, утверждающий квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки». Он относит заведующих к специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Но в госклиниках и на профильных кафедрах, опрошенных Vademecum, говорят, что об этом требовании им ничего не известно, а наличие сертификата организатора здравоохранения с момента действия приказа у заведующих отделениями никто не проверял.

Сейчас Министерство труда и социальной защиты разрабатывает проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения», который станет главным документом, устанавливающим требования к менеджерам отрасли, – документ уже доступен в базе «Консультант Плюс». 

Главное новшество проекта в том, что требование иметь подготовку организатора здравоохранения теперь вводится и для заведующих отделениями.

«Как правило, [выпускник вуза] начинает управленческую карьеру с должности заведующего отделением со стажем практической работы не менее пяти лет, но в отсутствие подготовки по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье»… В течение последующих лет специалист поднимается по карьерной лестнице, и только занимая должность главного врача/директора медицинской организации, в обязательном порядке направляется на первичную подготовку по специальности «организация здравоохранение и общественное здоровье». В настоящем стандарте эти несогласованные требования занимаемой должности и соответствующей подготовки гармонизированы по уровням», – говорится в аннотации к стандарту.

Как рассказали Vademecum в Министерстве труда и социальной защиты, в январе закончилось общественное обсуждение проекта приказа, и он был направлен в Совет по профквалификациям Национальной медицинской палаты. В ведомстве не уточнили, когда будет подписан приказ, но отметили, что согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584, утверждающему требования к применению профстандартов государственными и муниципальными учреждениями, все мероприятия, в том числе и обучение для соответствия профстандарту, должны быть проведены не позднее 1 января 2020 года. Значит, по крайней мере заведующие отделениями государственных клиник должны будут получить сертификат организатора здравоохранения до этой даты.

Как же отразится на отрасли, казалось бы, рутинный норматив?

Уже сейчас понятно, что документ может спровоцировать в отрасли масштабную управленческую реформу. Точных данных о числе завотделениями в России не существует. По данным Росстата, в России работают 18,6 тысячи организаций первичного звена. По штатным рекомендациям к этим организациям, в каждой из них должно работать около пяти завотделениями. Если опираться на эти данные, то можно предположить, что всего в российских амбулаторных центрах и поликлиниках работают не менее 93 тысяч завотделениями. Провести аналогичный расчет в стационарах сложнее – здесь штатные рекомендации устанавливаются для конкретных отделений и кабинетов, при этом структуры стационаров сильно отличаются. Но если опираться на данные Росстата о 5,4 тысячи стационаров и усредненном показателе в 10 завотделениями на стационар, то выходит, что получить сертификат организатора здравоохранения нужно будет еще 54 тысячам специалистов.

Как рассказали Vademecum на кафедре общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова (университет участвовал в разработке проекта нового профстандарта), в Москве большинство завотделениями уже прошли программу обучения организации здравоохранения. «Осталось только 10% необученных», – пояснил собеседник Vademecum на кафедре. В регионах ситуация иная. Представители кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, например, говорят о том, что обучают только тех специалистов, которые подпадают под требования Квалификационного справочника. Так что программ обучения для заведующих у них просто нет. Если опираться на данные того же Росстата и примерные оценки числа заведующих на учреждение, на Москву приходится не более 2% всех завотделениями в России. Таким образом, до 2020 года получить сертификат организатора здравоохранения должны как минимум 144 тысячи завотделениями.

Реформа коснется и частных клиник. Соответствие заведующих отделениями профстандарту является лицензионным требованием для таких учреждений. Поэтому клиники, которые к моменту вступления в силу стандарта еще не получили бессрочную медицинскую лицензию, должны будут переобучить специалистов, и в их случае искать средства на это придется из собственных ресурсов.

Стоимость обучения по специальности «организатор здравоохранения» сейчас варьируется от 30 до 75,5 тысячи рублей в зависимости от города и ВУЗа. Например, в МГМСУ курс длительностью 3,5 месяца стоит 75,5 тысячи рублей, Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования предлагает пройти аналогичную программу за 40 тысяч рублей, Государственный университет управления – за 45 тысяч рублей, Южно-Уральский государственный медицинский университет – за 30 тысяч рублей. Если опираться на эти цифры, средняя стоимость программы по ОЗ составляет 47 625 рублей. Таким образом, минимальные затраты на обучение завотделениями составят 6,8 млрд рублей. На кого же лягут эти расходы?

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса, ответственность за организацию обучения лежит на медицинской организации. Но как именно будет финансироваться обучение, в Минтруде не комментируют. Сейчас у государственных клиник есть несколько источников привлечения бюджетных средств на эти цели. Как говорят опрошенные Vademecum заведующие отделениями города Москвы, столичные медучреждения могут получить городскую «квоту» для обучения своих управленцев.

Для этого клиника должна направить заявку в Дирекцию по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, откуда она направляется в сам департамент, а дальше – в Центр повышения квалификации специалистов здравоохранения Депздрава Москвы, где выдаются «путевки» на обучение уже в конкретную организацию. В самом Депздраве на вопрос Vademecum о «квотной» системе не ответили. Как показал мониторинг сайтов региональных центров повышения квалификации медиков, в других городах также существует практика получения «квот» за счет бюджетов субъектов. Но, как говорят представители профильных кафедр в регионах, число таких мест сильно ограничено и имеет тенденцию к сокращению.

Дополнительное образование также можно получить за счет средств ОМС, но это дополнительные нагрузки на всю систему финансирования здравоохранения. Опрошенные Vademecum руководители региональных медучреждений говорят, что не видят возможности найти средства на обучение своих сотрудников. Заместитель директора по экономике Архангельского областного клинического онкологического диспансера Ирина Калинина отмечает, что на обучение по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» заведующих придется «где-то изыскивать средства», это дополнительная нагрузка, заведующих, у которых нет сертификата, много, а «дополнительно выделять деньги еще и на это никто не будет». 

Конечно, завотделениями могут заплатить за свое обучение самостоятельно – практика платного обучения по программе «Организация здравоохранения» распространена. Например, в каждой профильной группе МГМСУ на 30 управленцев здравоохранения, обучающихся по государственному заданию, приходится 40–50 платников. Но смогут ли завотделениями пойти на такие расходы? «Наша поликлиника уже подала заявки на путевки по обучению. Так что в ближайшие полгода пройти обучение не получится. Надеемся, что если будет острая необходимость пройти обучение, все-таки нам не придется оплачивать его самостоятельно», – говорит заведующая одним из отделений московской поликлиники №115.

Если медицинская организация не сумеет найти средства на обучение заведующих сейчас, несоответствие профессиональному стандарту – это в любом случае нарушение. Но кто будет непосредственно отвечать за контроль соответствия образования должности, пока тоже неясно. Специалисты медицинских организаций высказывают разные версии по этому поводу. Заведующие отделениями городской поликлиники №115 в Москве в качестве вариантов называют прокуратуру, трудовую инспекцию, заместитель директора по экономике Архангельского областного клинического онкологического диспансера считает, что проверять может также ТФОМС. Сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ считают, что контроль этого вопроса будет осуществлять непосредственно Росздравнадзор.

Сами перечисленные ведомства, как и Минтруд, на соответствующие запросы Vademecum не ответили
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организация здравоохранения