количество статей
6422
Загрузка...
Обзоры

Остеопороз – «хрупкая эпидемия»

Е. Олейник
ЦМИ «Фармэксперт
"ЭФФЕКТИВНАЯ ФАРМАКОТЕРАПИЯ. Эндокринология" №4
  • Аннотация
  • Статья
  • Ссылки
Объем продаж средств, применяемых при остеопорозе, по итогам I полугодия 2007 г. составил 34 млн USD. Среди них – препараты кальция, витамина D и его производных, а также средства, влияющие на минерализацию кости (рисунок 1). С учетом того, что при лечении данной патологии, как правило, назначаются и средства гормоно-заместительной и симптоматической терапии (анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства, миорелаксанты), объем рынка препаратов для терапии остеопороза можно оценить более чем в 50 млн USD.
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: остеопороз, постменопауза, способность к самообслуживанию, витамин D, Вигантол, Этальфа, Никомед
Объем продаж средств, применяемых при остеопорозе, по итогам I полугодия 2007 г. составил 34 млн USD. Среди них – препараты кальция, витамина D и его производных, а также средства, влияющие на минерализацию кости (рисунок 1). С учетом того, что при лечении данной патологии, как правило, назначаются и средства гормоно-заместительной и симптоматической терапии (анальгетики, нестероидные противовоспалительные средства, миорелаксанты), объем рынка препаратов для терапии остеопороза можно оценить более чем в 50 млн USD.
Рисунок 1. Структура рынка препаратов для лечения остеопороза  в коммерческом секторе розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.
Рисунок 1. Структура рынка препаратов для лечения остеопороза в коммерческом секторе розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.
Рисунок 2. Ценовая сегментация препаратов для лечения остеопороза  в коммерческом секторе розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.
Рисунок 2. Ценовая сегментация препаратов для лечения остеопороза в коммерческом секторе розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.
Рисунок 3. Соотношение лекарственных форм препаратов для лечения остеопороза в коммерческом секторе розничного фармрынка,  I полугодие 2007 г.
Рисунок 3. Соотношение лекарственных форм препаратов для лечения остеопороза в коммерческом секторе розничного фармрынка, I полугодие 2007 г.
Таблица 2. ТОП-10 торговых марок, применяемых при лечении остеопороза,  I полугодие 2007 г.
Таблица 2. ТОП-10 торговых марок, применяемых при лечении остеопороза, I полугодие 2007 г.
Таблица 1. ТОП-10 корпорацийпроизводителей препаратов для лечения остеопороза, I полугодие 2007 г.
Таблица 1. ТОП-10 корпорацийпроизводителей препаратов для лечения остеопороза, I полугодие 2007 г.
Рисунок 4. Объем продаж препаратов для лечения остеопороза  в коммерческом секторе розничного фармрынка, 2003-2007 гг.
Рисунок 4. Объем продаж препаратов для лечения остеопороза в коммерческом секторе розничного фармрынка, 2003-2007 гг.

Данный обзор был составлен без учета гормональных препаратов и средств симптоматической терапии. Остеопороз занимает IV место в списке наиболее распространенных патологий после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также сахарного диабета. Данная патология остается актуальной медицинской, социальной и государственной проблемой из-за высокого уровня смертности от осложнений и инвалидизации. Основную группу риска составляют женщины в постменопаузе. Согласно мировым исследованиям, у женщин старше 65 лет 90% переломов шейки бедра происходят именно на фоне остеопороза. Летальность среди таких больных в течение шести месяцев после перелома составляет 20%; более трети выживших пациентов утрачивают способность к самообслуживанию. Кроме перелома шейки бедра, наиболее распространенными проявлениями остеопороза являются переломы костей запястья и позвоночника.

По примерным оценкам специалистов, в настоящее время в России остеопорозом болен каждый пятый житель. Достоверный учет численности больных с данным диагнозом станет возможным в ближайшем будущем благодаря запуску в июле 2007 года программы по созданию Всероссийского реестра больных остеопорозом. Инициатива реализации данного проекта принадлежит Российской ассоциации по остеопорозу, Всероссийскому общественному движению «Жизнь без остеопороза», а также корпорации «Новартис». Россия активно поддерживает международную инициативу – декаду, посвященную костно-суставным нарушениям (2000–2010 гг.), целью которой является улучшение качества жизни людей, страдающих остеопорозом в числе прочих многочисленных заболеваний костно-мышечной системы.

Среди антиостеопоретических препаратов подавляющее большинство составляет продукция зарубежных производителей: их доля в розничных продажах составляет 94% в стоимостном выражении. Импортные препараты представлены во всех ценовых сегментах, однако наибольшая доля продаж приходится на пять торговых марок со средней ценой условной упаковки более 100 USD (рисунок 2). За истекший год их доля возросла с 32,1% до 39,4%, что отражает признание российскими врачами и пациентами эффективности применения этих инновационных продуктов.

В продуктовых портфелях российских производителей отсутствуют современные антиостеопоретические средства, что определяет прямую зависимость больных остепорозом в нашей стране от поставок зарубежных препаратов.

Подавляющее большинство медикаментов для лечения остеопороза (61,7%) выпускаются в таблетках (рисунок 3). Это неслучайно: данная форма выпуска позволяет пациентам выбирать максимально независимый от лекарственной терапии образ жизни и избегать дополнительных посещений врача с целью внутривенного введения препарата.

В рейтинге производителей препаратов I место, как и год назад, принадлежит корпорации «Никомед» (таблица 1). Препарат «Кальций Д3 Никомед» по объемам аптечных продаж упорно удерживает позиции лидера среди ЛС, применяемых при лечении остеопороза. Для увеличения лояльности покупателей к бренду, а также для укрепления положения своего бестселлера на рынке «Никомед» в настоящее время активно продвигает новую форму выпуска препарата – таблетки с мятным вкусом.

Кроме Кальций Д3 Никомед, в продуктовом портфеле корпорации находятся и другие средства, применяемые при терапии остеопороза, – препараты активных метаболитов витамина D Вигантол и Этальфа.

Наибольший прирост среди корпораций-производителей за истекший год продемонстрировала компания Рош – в основном за счет вывода на российский фармацевтический рынок нового препарата Бонвива. Данное средство является поистине революционным: кратность его приема составляет 1 раз в месяц. Этот аспект является весомым конкурентным преимуществом, т.к. по статистике порядка 2/3 пациентов прерывают лечение из-за неудобства ежедневного или еженедельного применения антиостеопоретических препаратов в течение длительного периода времени.

Российские компании в рейтинге представлены производителем «Мосхимфармпрепараты», производящим препараты кальция, а также единственный отечественный бисфосфонат – препарат Ксидифон, который в отличие от зарубежных аналогов выпускается не в таблетках, а в виде водного раствора, обладающего более высокой терапевтической эффективностью.

В ТОП-10 торговых марок, применяемых для лечения остеопороза (таблица 2), вошли три средства группы бисфосфонатов – Фосамакс (2-е поколение), Зомета и упомянутый выше препарат Бонвива (3-е поколение). К их основным клиническим эффектам относятся подавление резорбции костной ткани, снижение риска развития переломов, нормализация показателей костного обмена, а также снижение болевого синдрома.

Среди торговых марок прочно удерживает свои позиции единственный препарат на основе кальцитонина лосося – Миакальцик. Весомый прирост аптечных продаж препарата (44%) обусловлен высокими продажами назального спрея, обладающего хорошей переносимостью и выраженным анальгетическим эффектом. Миакальцик отпускается и в рамках ДЛО с самого начала реализации программы.

За истекший год значительно упрочил свое положение оригинальный препарат Бивалос («Сервье»). С момента его появления на российском фармрынке (в 2005 г.) наблюдается постоянное увеличение спроса на данный препарат: так, по итогам I полугодия 2007 года его продажи уже на 14% превысили показатели за весь 2006 г. Бивалос (стронция ранелат) – представитель новой группы средств для лечения остеопороза. Он является единственным препаратом, который одновременно сохраняет баланс костной ткани и способствует образованию новой и прочной кости.

Прогноз: к концу года следует ожидать увеличения на 25-28% (в розничных ценах) объема продаж препаратов, применяемых при терапии остеопороза (рисунок 4). Постепенно произойдут и изменения в расстановке основных игроков группы. Одной из предпосылок этого является вывод на рынок нового препарата Акласта («Новартис»), получившего разрешение на маркетинг от Европейской комиссии. Акласта является первым и единственным в США и Европе средством для лечения остеопороза с кратностью приема 1 раз в год. Поставки препарата начались в Россию в июне текущего года.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: остеопороз, постменопауза, способность к самообслуживанию, витамин D, Вигантол, Этальфа, Никомед